Опыт работы с собаками в Норвегии, Канаде и Германии, или искусство усложнять вещи. Доклад тренера Анне Лилл Квам о поиске по следу.
Впервые мы с моей собакой попробовали брать след в 1978 или 1979 году. В то время у меня был бородатый колли, успешно участвовавший в выставках собак. Поначалу меня очень поразило, что моя «выставочная» собака нюхает землю и следует через лес точно по моим следам! Тогда мы попрощались с выставками, чтобы посвятить себя хождению по следу.
С 1986 года я много занималась следовой и другими видами поисковой работы. За это время было многое исследовано и опробовано. Мои эксперименты продолжаются и сейчас, потому что до сих пор я выяснила для себя еще не все и иногда допускаю ошибки.
Когда я впервые услышала о способностях собак идти по следу, мне показалось, что это что-то мифическое. В те времена поиск описывался как серьезная, очень сложная работа человека с собакой, окруженная важными и сокровенными тайнами. Мифы о поисковой работе подкреплялись мнениями экспертов, статьями и т.п.
Я позволила этим мифам довольно долго владеть мной! И все-таки мы с моим коллегой из Норвегии решили их опровергнуть! Это случилось в мае 2003 года, и наш первый день тренировок оказался началом целой череды увлекательных семинаров и серий экспериментов.
Что же я узнала о великом Мифе поиска по следу? Я думаю, вы и сами можете об этом догадаться.
Что такое ID-трэкинг, или поиск по следу?
ID-трэкинг, поиск по следу, означает, что собака выбирает путь, по которому прошел человек с определенным запахом. При этом собака должна игнорировать следы других людей и животных. Для того чтобы объяснить собаке, какой путь она должна выбрать, ей дают понюхать предмет одежды или другую личную вещь искомого человека. После обнюхивания вещи собака обыскивает местность, выясняя, был ли в этой местности потерявшийся.
Другое задание состоит в том, что собака пытается найти хозяина вещи, обнаруженной на месте преступления. В Германии и Голландии уже на протяжении более чем 20 лет (Kaldenbach, 1998) показания собаки считаются веским доказательством в розыске преступников.
Однажды в телевизионном сериале «Комиссар Рекс» я увидела, как Рекс, понюхав орудие убийства, тут же обнаружил в комнате другой предмет, к которому прикасался убийца. Рекс также оказался способен найти стул, на котором сидел преступник. Это была только сцена из фильма. Но собака способна на такие достижения и в реальной жизни.
Как начать поиск по следу?
Мы с коллегой разработали план, который был достаточно схож с тем, что я делала до этого: от обозначенного места один из нас должен был проложить след А, развешивая при этом синие ленточки на стебли растений и кусты. Через 4-5 метров от начала след должен был заворачивать по дуге направо. При этом его длина могла быть всего 10-25 метров. Причем, прокладывая след, важно было не оставлять ничего, чтобы могло вознаградить собаку.
Затем другой человек должен был проложить след Б точно из той же начальной точки и обозначить свой путь красными ленточками. Этот человек также должен был оставить футболку или другую свою личную вещь на земле там, где собака начнет поиск. Второй человек, проложивший след Б, должен был пройти 4-5 метров по следу А, а затем по дуге свернуть налево, то есть в противоположную сторону от следа А. В идеальном случае этот поворот происходил бы в том месте, где след А уходит по дуге вправо. Через 10-25 метров человек Б должен был оставить награду (мясо, курицу, колбасу, блинчик) и вернуться в исходное место, стараясь не пересечь свой собственный след.
Если вы захотите повторить наш эксперимент, сначала подготовьте задание. Потом прогуляйтесь со своей собакой несколько минут, давая ей принюхаться и сходить в туалет. Наденьте на нее шлейку с длинным поводком и подойдите к начальной точке. Позвольте собаке понюхать оставленную там вещь (например, футболку). Чтобы собака заинтересовалась, вы можете показать на предмет и даже потрогать его сами. Собака может прикусить предмет, но не позволяйте ей с ним играть! Не поправляйте собаку, если она начнет жевать или портить предмет. Выберите для занятий вещь, которую можно будет потом выбросить.
Когда собака пойдет по следам А и Б, идите за ней. Если собака начнет отклоняться, мягко придерживайте ее с помощью поводка. Если собака захочет пойти по следу А, с синими ленточками, просто остановитесь и спокойно подождите, пока она самостоятельно не выберет след Б, помеченный красными ленточками. Как только собака принюхается или пойдет по следу Б, сразу идите за ней. Когда собака найдет награду, обрадуйтесь вместе с ней и похвалите ее. Вы даже можете дать ей дополнительное лакомство.
В этом задании самое главное, не само по себе хождение по следу, а отработка навыка выбирать правильный след. Поэтому я кладу вознаграждение всего лишь в 10-20 метрах от места расхождения следов. Тренировка собаки проходить старые или длинные следы — это уже отдельное занятие.
Моя методика хождения по следу была опробована на множестве разных собак, участвовавших в моих семинарах. Первый эксперимент мы провели с одной очень опытной следовой собакой, другой — с хорошо тренированной следовой собакой и двумя собаками-новичками, которые ходили по следу только одно лето.
Собаки начали выполнять задание, когда следы были 5-30 минутной давности. Если собаки хотели двигаться по «ложному» следу, мы придерживали их с помощью поводка. Мы стояли, ничего не говоря, и ждали. Одни собаки сразу же выбрали правильный след, другие — через несколько секунд. Двое пошли по правильному следу сразу же, без колебаний.
Всем четверым собакам мы дали повторное задание, а двоим еще и третье. Во втором «раунде» все собаки выбрали правильный путь самостоятельно. В третьем «раунде» участвовало две собаки, мы проложили три следа из одной точки. Обе собаки выбрали правильный путь без какой-либо помощи или проблем.
В этом эксперименте мы отметили, что самая опытная собака стремилась мчаться по первому обнаруженному ею следу, не задумываясь по-настоящему. Человеку приходилось удерживать ее на поводке, пока она, наконец, «включала голову» и выбирала другой путь. Менее опытной собаке требовалась меньше времени, чтобы перестать нестись по следу, обдумать ситуацию и выбрать правильный путь. Интересно, что проще всего выбрать верный путь было двоим собакам-новичкам.
В каждом «раунде» было важно менять направления следов, чтобы собаки не выучили закономерность, с которой расположены следы, например: «Всегда выбирай след, поворачивающий налево». Позже я повторяла эту тренировку со многими собаками, это было весело и поучительно.
На одном семинаре я по-настоящему бросила вызов нескольким собакам.
Группа состояла из двух ретриверов, принадлежащих одной семье, и двух далматинов, живущих в другой семье. Всех собак ранее учили разным вещам, включая хождение по следу.
Этим собакам было дано описанное выше задание с выбором из двух следов. Три собаки выбрали правильный путь без помощи. Одну поначалу пришлось вернуть обратно на поводке и повторить след с самого начала. Со второй попытки она выбрала правильный след.
Во втором раунде собакам представили «ложный» след из первого раунда. Мы поменяли предмет одежды в начале следа на другой, принадлежащий другому человеку (ранее прокладывавшему «ложный» след). В дополнение к этому тот же человек вышел к окончанию отмеченного следа и оставил там награду (он подошел с другой стороны, поэтому не изменил след). Это было не сложно сделать, т.к. оба следа были отмечены ленточками.
Это задание намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд: собаки-участники живут вместе, парами. Первый след, который сейчас оказался «ложным», прокладывался и проходился настоящим владельцем с его собакой-компаньоном. Поэтому след имел сильный запах — много свежего запаха. В дополнение к этому, собаки инстинктивно больше заинтересованы выбирать запах «своей семьи». Все собаки прошли 1-2 следа. Трое из четырех выбрали верный путь, всего лишь понюхав вещь и не получая никакой помощи от владельцев.
В другом случае у меня была возможность протестировать эту методику с собаками — абсолютными новичками. На занятиях в Канаде 24 собаки прошли 10-30 метровые следы. После этого мы дали троим из них задание, подготовленное в соответствии с описанной выше методикой. Удивительно, но все три собаки с первой попытки, без какой-либо помощи выбрали правильный путь из двух предложенных.
Еще одно интересное наблюдение, сделанное в ходе семинаров, состоит в том, что между различными группами собак не было видимых различий в выполнении и решении задачи. Собаки-новички из Канады, Норвегии и Германии, собаки, прошедшие начальное обучение, собаки подобранные и спасенные из приютов — все они выбирали правильный след с первой, второй или максимум с третьей попытки.
После всех этих примеров (и некоторых тут не описанных), я поняла, что мой метод работает. Меня поразило, что для собак не составляет труда понять разницу между вашим и моим следом. Кажется, они способны учесть все малейшие детали. Поэтому наше главное задание состоит в том, чтобы объяснить им, что мы от них хотим.
Это особенно хорошо было видно у собак, которые мчались по первому замеченному следу, не думая о связи между вещью в начале следа и самим следом. Когда им давали задание во второй раз (и они его успешно выполняли), казалось, они думали: «Ооо, и это все, что ты от меня хотел? Без проблем! Но почему ты сразу не сказал мне об этом?!!»
Я полагаю, что многие из нас ставят перед собакой слишком легкие задания. Может быть, нам просто нравится, когда на тренировке все идет хорошо? Но если все всегда получается гладко, действительно ли ценна такая тренировка? Чтобы найти границы возможного, необходимо бросать вызов, пробовать и быть готовыми стойко потерпеть неудачу. Не повышая сложность заданий, мы слишком часто остаемся на том же уровне. Для некоторых собак, особенно взрослых и привыкших к тренировкам, старое правило о том, что необходимо достичь 80% положительных результатов перед тем, как перейти к более сложному заданию — это слишком медленный прогресс. В этом случае вы рискуете, что тренировки будут приводить к стагнации.
Описанный метод — это начальный этап тренировок. Затем важно задуматься, как тренироваться дальше —собакам нравится преодолевать сложности.
Итак, что вы думаете о моем мифе?
Мы склонны сомневаться. Почему бы просто не попробовать? Что мы потеряем, если эксперимент не удастся? Вероятно, ничего!
Автор: Анне Лилл Квам, тренер, автор книги Королевство запахов
Перевод: Мария Иванушкина