Исследователь института Макса Планка (Германия) Юлиана Камински рассказывает об исследовании когнитивных способностей собак, о бордер-колли Рико и его преемнике Си Джей.
«Вспышка человеческого и четвероногий друг» — эпизод, не вошедший в трехсерийный документальный фильм The Human Spark, является замечательной иллюстрацией к девятой главе (Думаешь о том же, о чем и я?) книги Патриции МакКоннелл Эмоции людей и собак. В книге помимо обсуждения сложных эмоций и чувств вроде печали, ревности, эмпатии (со-чувствии), приводятся примеры умственных способностей собак и других животных. Некоторые из них, например, случай жеребца по кличке Умный Ганс, были разоблачены, другие — выдержали проверку научными экспериментами или были открыты в стенах научных лабораторий как, например, способности попугая Алекса, всемирно известного подопечного доктора Айрин Пепперберг, или гориллы Коко, выучившей американский язык жестов.
Кроме прочего в книге Эмоции людей и собак описывается эксперимент, поставленный этологом Юлианой Камински, который облетел весь мир несколько лет назад после публикации в журнале Science: сотрудники лаборатории по изучению когнитивных способностей собак факультета сравнительной психологии Института Макса Планка (Германия) научили бордер-колли по кличке Рико опознавать более 200 предметов по их названиям. В интервью Юлиана Камински рассказывает о преемнике Рико — бордер-колли по кличке Си Джей.
Вспышка человеческого и четвероногий друг. Интервью с Юлианой Камински
Путешествуя по всему миру в поисках ключа к загадке происхождения человека, мы обращались к исследованиям наших ближайших родственников, как ныне живущих (высших приматов), так и прекративших свое существование (неандертальцев). Однако одна из самых больших неожиданностей, с которой мы столкнулись на нашем пути, изучается в лаборатории по исследованию когнитивных способностей собак Института Макса Планка города Лейпциг, Германия.
В этой передаче Алан Алда встречается с этологом Юлианой Камински (Juliane Kaminski) и собакой по имени Си Джей. Юлиана и ее коллеги, исследуя когнитивные способности Canis familiaris, обнаружили, что домашние собаки обладают некоторыми талантами, которых не встретить даже у наших ближайших родственников — шимпанзе. И хотя человека и собаку разделяет генетическая пропасть, собака имеет одно важное преимущество над человекообразными обезьянами — совместная жизнь длиной в несколько тысячелетий.
Лаборатория, посвященная исследованию собак, казалась мне самым невероятным местом для поисков «вспышки человеческого». Но факультет сравнительной психологии и психологии развития Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) убедил меня в том, что в собаках, по крайней мере, по части коммуникации, даже больше «человеческого», чем у наших ближайших родственников, шимпанзе.
— Дино, дино, принеси мне дино! Давай, давай!
Удивительное дело: бордер-колли по имени Си Джей несет игрушку по имени «Дино» (плюшевый зеленый динозавр).
— Это Дино?
— Да.
— О-о-о! Очень хорошо, очень хорошо, Си Джей!
— Это пример того, что собаки способны различать предметы по названию. Мы нашли собаку, ее звали Рико, которая могла определять более двухсот предметов по их именам. Здесь находятся предметы, у каждого из которых есть свое имя. Вы можете сказать, принеси мне пони или еще что-нибудь, и она принесет тот самый предмет, который вы ей назвали.
— И как много предметов знает Си Джей?
— Она знает не так много вещей, ей знакомо примерно 80-85 слов.
— 85?!
— Сейчас у нас есть собаки, которые способны отличать больше трехсот предметов.
— Правда?
— Мы работаем пятилетней собакой, не с Си Джей, с другой собакой, которая может отличать по имени больше трех сотен предметов. Собаки, способные на такое — высокоодаренные индивиды, и мы не уверены, что это под силу каждому псу.
— Характерны ли такие таланты определенным породам, и можно ли сказать, что определенные породы талантливей других?
— Все индивиды, с которыми мы работаем, это бордер-колли, все собаки этой (указывает на Си Джей) породы. Однако нам до сих пор неизвестно, является ли эта способность чем-то характерным только для этой породы.
— Теперь, вместо того, чтобы называть имя некоего предмета, вы возьмете что-то в свою руку и покажете эту вещь Си Джей. Вам нужно попросить, чтобы она принесла вам именно этот предмет.
— Как я должен это сказать? На каком языке я должен ее попросить?
— (Смеется) Просто возьмите это и скажите (говорит по-немецки): «Bring mir das» (Принеси мне это)…
— (пытается повторить фразу, смеется).
— Она выбежит из комнаты, поскольку Си Джей понимает, что должна принести такую же вещь из другой комнаты.
— Си Джей, Си Джей, тебе может понадобиться Google, чтобы перевести мои слова. (Говорит по-немецки и указывает на предмет) Принеси мне это. Принеси мне это.
— О-о-о, отлично! Ты принесла мне это! Очень хорошо!
— Сейчас мы может усложнить задание Си Джей. Мы покажем ей нечто, что выглядит не совсем так, как предмет в комнате. Так, например, у нас есть две вещи, одна из которых значительно меньше второй. Если вы возьмете меньший предмет, она будет по-прежнему понимать, что речь идет об этом (указывает на больший предмет).
— Так, это очень важно. Сконцентрируйся, сконцентрируйся. (Говорит по-немецки) Принеси мне это, принеси мне это.
— О-о-о, (по-немецки) ты принесла мне это! Очень хорошо. Это потрясающе! Как ты узнала, что это то же самое, что и это? Да, сейчас ты по-настоящему сбита столку, верно? Это потрясающе. Ты видела это прежде? Какое лицо!
— Насколько сильны ее способности к интерпретации? Насколько большой может быть разница между связанными предметами, которые она может сопоставлять?
— Какова степень абстракции?
— Да, да.
— Это вопрос, ответ на который еще не найден. Пока мы находимся в самом начале исследования. Это удивительно, поскольку на такое не способны даже шимпанзе. Если вы покажете предмет шимпанзе, обезьяна просто не поймет, что вы от нее хотите. Для нее это не будет нести никакой коммуникативной нагрузки, она не найдет в вашей просьбе ничего особенно важного.
— Даже если это будет два одинаковых предмета?
— Да, даже если это будут одинаковые предметы. Это не особенно повлияет на общую картину.
Так шимпанзе вообще не принесет никакого предмета?
— Шимпанзе может принести какой-нибудь предмет, но если вы возьмете вещь в руку и скажете «принеси мне это, вот что мне надо» — это не подействует. В общем, она принесет что-нибудь из того, что найдет.
— Мы гораздо ближе к ним, к шимпанзе, чем к собакам, но мы выводили собак так, чтобы они были больше похожи на нас.
— Да, мы выводили собак для каких-то целей, для чего-то. И это что-то дало нам особенно одаренный вид, невероятно восприимчивый к человеку и коммуникации с ним. Это что-то, мне кажется, и является ключевым вопросом. Думаю, если мы найдем ответ на этот вопрос, то сможем узнать больше о нас самих.
Дополнительно
- Патриция МакКоннелл. Эмоции собак и людей. Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
- Juliane Kaminski et al. Word Learning in a Domestic Dog: Evidence for «Fast Mapping». Science 304, 1682 (2004).
- Когнитивные способности животных: бордер-колли Рико и Бэтси, попугай Алекс, горилла Коко.
- Сюжет The Human Spark and Man’s Best Friend
- Ольга Кажарская и Виталий Самигуллин. Собака, выучившая больше 1000 слов.
Перевод: Виталий Самигуллин,
издательство Догфренд Паблишерс.