Адам Миклоши — доктор венгерской академии наук, профессор университета Будапешта, председатель международного объединения CompCog, занимающегося проблемами эволюции когнитивных способностей животных.
В 1994 году Миклоши совместно с Вильмошем Чаньи основал исследовательскую группу, известную под названием Family Dog Project, которая занимается изучением поведенческих и когнитивных аспектов отношений людей и собак. В сферу научных интересов группы входят визуальные и акустические способы коммуникации, социальное обучение, эмоции и социальные отношения, личностные качества собак и проч. Помимо научной работы группа занимается обучением собак-терапевтов и собак-ассистентов, помогающих инвалидам.
Будучи главой факультета этологии будапештского университета им. Этвёша Лоранда, Миклоши занимается преподавательской деятельностью: читает курсы по общей этологии, этологии псовых, этологии человека, нейроэтологии.
В этой статье мы приводим перевод интервью Адама Миклоши для документального фильма Глазами собаки.
Глазами собаки
Фильм американской телевещательной компании PBS Глазами собаки (Through a Dog’s Eyes) снят по мотивам одноименной книги Дженнифер Арнольд — основателя орагнизации Canine Assistants, занимающейся подготовкой собак-ассистентов для помощи инвалидам.
Оказавшись прикованной к инвалидному креслу, шестнадцатилетняя Дженнифер не сдалась: собака, купленная отцом в помощь дочери, изменила ее жизнь. Уже через несколько лет она создала организацию, чтобы помогать людям, оказавшимся в том же положении. Сегодня Canine Assistants — семейное дело, в котором участвуют ее брат, муж и семилетний сын.
Дженнифер считает себя не тренером, но учителем, способным наблюдать собак и людей, быть терпимой и понимающей, предлагая собаке делать выбор самой, вместо того, чтобы принуждать ее выполнять команды. Она поощряет нужные виды поведения и оставляет без внимания нежелательные, что позволяет добиться положительных результатов даже в сложных задачах, без которых не обходится ни один день в жизни собаки-ассистента.
Однако самое важное в работе Дженнифер даже не так называемое положительное подкрепление, но создание эмоциональной связи с собакой, контакта между собакой и человеком. И здесь на помощь приходит современная наука, открытия которой удивительны в своей простоте и доступности каждому, кому доводилось испытывать радость и удовольствие от совместной жизни и работы с собакой!
Собаки, неся в себе генетическое наследие волков, являются социальными животными, склонными к кооперации, в то же время отличаясь от своих диких родственников врожденной способностью к контакту с человеком: ни волки, ни даже ближайшие сородичи человека, шимпанзе (чьи гены отличаются от наших всего на 1,6%), не могут превзойти собаку в ее умении понимать язык телодвижений человека — не только позы, но даже едва уловимые указующие жесты глазами!
Секрет поразительной силы связи человека и собаки кроется не только в возможности использовать общий язык телодвижений, понимать намерения и желания друг друга — наша связь была бы невозможна, если бы не более глубокая общность физиологии и, конечно, эмоций. Японские исследователи обнаружили, что собаке может быть достаточно только лишь взгляда на своего хозяина, чтобы в ее теле повысился уровень специального гормона, окситоцина, который отвечает за снятие депрессии и беспокойства, повышение доверия, упрочение связи, без которого не обходятся отношения матери и ее ребенка. Схожие физиологические реакции происходят и в хозяине: другое исследование показало, что поглаживание собаки снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений, успокаивает и расслабляет.
Мы делим с собаками весь спектр эмоций и стоящих за ними физиологических реакций: страх, гнев, счастье, любовь. В своей книге Эмоции людей и собак американский этолог и тренер Патриция МакКоннелл говорит не только о сходстве в эмоциях, строении и химических процессах мозга, управляющем этими эмоциями, но и показывает схожесть выражения чувств: подобно Полу Экману, известному психологу и консультанту популярного сериала Обмани меня, МакКоннелл указывает на черты мимических выражений собак, сравнивая их с выражениями лиц людей и продолжая работу, начатую еще Чарльзом Дарвином в книге Выражение эмоций у человека и животных.
Мы без труда и каких бы то ни было дополнительных знаний можем понять, рада ли собака нашему возвращению домой или нет; можем видеть по положению ее ушей, настороженна ли собака, или ждет ласки. Это врожденное взаимопонимание — фундамент наших тесных межвидовых отношений, возможных без слов и человеческого языка.
Однако чем больше мы узнаем о способах выражения собаки, наблюдая ее и изучая уже накопленный опыт, чем больше узнаем самих себя, тем больше наши возможности в установлении контакта. Сигналы, с помощью которых собаки демонстрируют внутреннее напряжение или стресс (сигналы примирения), мимические выражения, вокализация (лай, рычание, скуление и т.д.), наш собственный язык телодвижений — все это необходимо изучить, чтобы сделать связь с собакой еще прочней.
Понимая внутреннее состояние собаки, мы можем не только наслаждаться повседнейвной жизнью и игрой с лучшим другом, но и успешней справляться с работой: обучать собак-ассистентов, как это делает Дженнифер Арнольд, спасателей, как это делает Анне Лилл Квам, терапевтов и т.д.
Полную версию фильма на английском языке можно посмотреть на сайте телекомпании PBS. В этом выпуске нашего видео-блога предлагаем вашему вниманию эпизоды, не вошедшие в фильм — интервью с доктором Адамом Миклоши.
Интервью с Адамом Миклоши
Тренировка собак
В чем наука, по всей видимости, поддерживает и помогает тренерам собак, так это в том, чтобы выбрать наиболее подходящие сигналы для использования в определенных ситуациях. Проблема, или вопрос, состоит в том, использовать ли вербальные, то есть словесные команды, или другие сигналы. У нас есть экспериментальные данные о наиболее простых и подходящих сигналах для собак вообще и собак определенных пород. Это может позволить разрабатывать программы тренировки, заменяя более «значительные» сигналы менее заметными.
Собаки очень нуждаются в доверительных отношениях, в доверии к людям, что означает исключение из тренировки страха, неопределенности и любых ситуаций, в которых собака могла бы ожидать наступления некоторого нежелательного события. Добившись этого, вы можете начать подкреплять положительные аспекты отношений. Это позволит работать вместе, не прибегая к принуждению.
Коммуникация между людьми и собаками
В науке о поведении хорошо известно, что способность животных воспринимать малейшие сигналы явно недооценена, особенно если речь идет о хищнике вроде собаки, которой, как и ее предку, волку, очень важно наблюдать, замечать и быть в курсе даже самых незначительных движений, отличать движение травы, развеваемой ветром, от движения спрятавшейся в этой траве мыши. Эта способность собаки может оказаться так же очень полезной, когда она общается, например, с людьми. Я считаю, что большая часть такого общения приходится на визуальный уровень, визуальный канал, когда собаки воспринимают движения нашего тела.
Хотя волки столь же восприимчивы, как и собаки, они восприимчивы к поведению волков и вообще не интересуются поведением человека. Если бы мы были интересны волкам, они могли бы быть столь же успешны в этом деле, как и собаки. Но на нас смотрят собаки, они при возможности наблюдают нас, и этот талант к восприятию социального поведения — путь к пониманию поведения человека. В то же время, все это очень печально, поскольку собаки успешнее в «чтении» нашего языка, чем мы в чтении языка телодвижений собаки.
Наше лицо, вероятно, одна из наиболее сложных и важных сигнальных систем в мире, однако в случае с собаками ситуация еще сложнее: помимо лица у собак есть еще и тело, а также такая странная штука, которой нет у людей, как хвост. Поэтому человеку сложно понять, что могли бы значить движения собачьего хвоста, скорость и направление размахивания, обвивает ли хвост тело собаки или нет — я считаю, что все это еще один способ самовыражения каждой собаки. Это то же самое, что и вокализация. Конечно, некоторым людям не нравится вокализация собак, поскольку она может раздражать соседей и т.п. Но нужно помнить, что спектр вокализации собаки очень широк и может выражать, опять же, настроение животного: счастье, печаль или, например, страдание. Каждый хозяин должен изучить язык телодвижений своего любимца, что требует времени, как и всякое изучение языка — я хочу сказать, что это знание не дается нам автоматически. Мне кажется, что огромная проблема наших взаимоотношений с собаками состоит в том, что мы не уделяем достаточного количества времени на наблюдения своего питомца, своей собаки. И эта большая проблема входит в диссонанс с ситуацией, в которой находится наша собака — она наблюдает за своим хозяином весь день, если, конечно, имеет такую возможность. Поэтому если вы будете смотреть телевизор, то сможете заметить, что собака при этом будет наблюдать за вами. Если поразмыслить над этим, то нам придется поменять свое отношение к этому вопросу, выключить ТВ и потратить время на общение со своей собакой и наблюдение за ней. Такие взаимные наблюдения только укрепят нашу связь, поднимут наши отношения на новый уровень.
Новый взгляд на стаю
Собаки унаследовали семейную сущность. Их предки, волки, живут в семьях, поэтому и они тоже должны жить в семьях. Обычно семья состоит из собаки и нескольких человек, но порой бывают семьи, где живет не одна собака, а несколько. Однако самое важно состоит в том, что собака живет в семье, и именно это делает группу эффективной в целом.
Когда люди приходят к нам в лабораторию с собакой, мы спрашиваем их каковы ваши отношения с собакой? И в большинстве случаев люди отвечают, что это семейные отношения. Поэтому собака может получать, к примеру, рождественские подарки, семья может праздновать ее день рождения и т.д.
Однако мы должны поддерживать эту идею на протяжении всей жизни, ведь собака будет куда лучше социализированна, если мы будем пользоваться этим «семейным» подходом. Будучи биологом, я не могу утверждать, что собака ведет себя так же, как маленький ребенок, поскольку в научной среде подобные заявления могут привести к продолжительным спорам по поводу их когнитивных способностей. Но если вы будете обращаться с собакой точно так же, как с ребенком, думаю, вы не всегда сможете хорошо ее понимать.
Для собаки эти черты унаследованы генетически. Я хочу сказать, что мы, вероятно, могли бы жить без собак, но такая жизнь не была бы такой веселой, как уверяют некоторые люди. Но собакам действительно необходимо жить в обществе людей. Я думаю, что людям, которых хотят купить собаку, связать с ней свою жизнь, нужно серьезно подумать о том, будет ли у них время на нее, будут ли они преданы ей.
Просто быть вместе с собакой недостаточно, важно действовать вместе. То, что в происходит в случае с волками — например, совместная охота, охрана территории от врагов и т.п. — должны делать, пусть и в несколько ином виде, с вашей собакой и вы.
Миф о доминантности
Волки живут достаточно долго, поэтому мать и отец, даже если они сильнее более молодых волков, имеют гораздо больший опыт. Поэтому если кто и решает о том, когда и куда идти на охоту, то это, разумеется, родители — не «доминантный» волк, а тот, который больше разбирается в этом деле.
Прежде существовала серьезная ошибка, ныне хорошо известная всем людям, изучающим волков, которая была связана с тем, что первые наблюдения поведения волков проводились над невольными животными, жившими на относительно маленькой территории. В своих научных статьях исследователи сообщали о большом количестве проявлений агрессии, порой даже убийствах и т.д., в результате чего ученые пришли к выводу, что жизнь в волчьей стае означает постоянные попытки занять наивысшую ступень в иерархии. Удивительно, но любители собак, имея в виду близость собак к волкам, подхватили эту идею. Так представление о доминантности захватило мир собак и стало своего рода фундаментом для дрессировки собак. С точки зрения науки постоянные конфликты между животными за все, что только можно, не имеют никакого смысла. Тем не менее, эта идея захватила умы людей, которые по-прежнему считают, что отношения людей и собак должны быть основаны на доминировании. Задача ученых — убедить любителей собак, в том числе тренеров, что это представление устарело, а также познакомить людей с новым взглядом на отношения человека и собаки, которые могут быть основаны на нормальных взаимосвязях, какие существуют между волками в стае, где есть родитель, или лидер, который знает об окружающей среде больше других животных.
Если мы поймет эту идею, то тренировка станет значительно более простой, поскольку нам не придется доминировать над собаками, нам нужно будет всего лишь показать им, что мы обладаем знаниями. Если у собак возникают проблемы, им нужна некоторая помощь, они смотрят на нас, потому что они обладают представлением о том, что у нас есть знания и можем им помочь в случае проблемы. В то же время волки ведут себя иначе, пытаясь справиться с проблемой самостоятельно. Это, однако, другая стратегия, которая хорошо подходит для дикой природы, но не особенно подходит для социальных отношений, в каких состоят люди и собаки.
Перевод и текст: Виталий Самигуллин, издательство Догфренд Паблишерс.