Как собака учится в повседневной жизни и как эмоциональный контакт с человеком помогает ей в этом.
Многие люди считают, что воспитание собаки – это обучение командам послушания на площадке. На деле же основа воспитания – это общение с хозяевами в повседневной жизни. Я называю это явление самовоспитанием. Команды только дополняют самовоспитание, расширяя возможности коммуникации.
Все мы замечаем, что собаки сами по себе выучивают различные трюки, например, как построить глазки, чтобы получить нашу котлету нашими же руками.
Но извечное желание собаки учиться приводит и к более важным результатам: к самовоспитанию. Собаки, как и все другие социальные животные, постоянно наблюдают за своими социальными партнерами и, таким образом, постепенно запоминает все, что с ними связано. Каждая собака знает режим дня семьи, определяет настроения хозяина и его поведение в разных ситуациях. Каждая собака понимает, кто в доме любит, когда она спит рядом с ним на диване, а кто против, знает, в какое время приходит домой хозяин, и что от этого ожидать. Все собаки рано или поздно понимают, что надо сохранять в доме чистоту и опорожняться на улице, что кухонный стол создан не для того, чтобы по нему ходить, и что негоже рвать вещи, с которыми хозяин обращается бережно. И т.д.
Как происходит самовоспитание
Собаки выделяют и запоминают два типа сигналов: выражение внимания к какому-то предмету или явлению и эмоцию, с которой это внимание проявляется.
Это может показаться мистикой, но на деле все гораздо понятнее. Из всего хаоса сигналов, подаваемых людьми, собаки выделяют и запоминают только два типа сигналов: выражение внимания к какому-то предмету или явлению и эмоцию, с которой это внимание проявляется. Так, из крошечных соединений «внимание + эмоция» собака постепенно, шаг за шагом, собирает в единую картину тысячи частей паззла, который представляет собой условия жизни. Согласно этим условиям, собака вырабатывает свое поведение.
Самовоспитание – основная форма воспитания
На протяжении всей истории отношений собаки и человека самовоспитание играло решающую роль. Собаки, живущие у так называемых «нецивилизованных» народов, самостоятельно обучаются выполнять ту или иную работу, основанную на инстинктах – охранном, охотничьем, социальном. Например, собака замечает, что семья пугается, когда слышит возле дома рев льва или хозяин на охоте в джунглях вскрикивает от вида змеи. Такая реакция обучает ее сообщать о приближении пугающего объекта и даже прогонять его. Нередко в селах собаки следят за играющими детьми, так как понимают, что незнакомые люди вызывают подозрения у хозяев-родителей детей. Если в доме живут несколько собак, они могут распределить между собой роли: если одна занимается охраной детей, то другая концентрирует внимание на общей обставновке вокруг дома. Немецкий этолог, исследователь собак, Эрик Цимен в своей книге «Собаки» рассказывает, как собаки подражали своим хозяевам, когда те загоняли домой стадо коров, взмахивая руками и крича: собаки лаяли, когда какая-то корова отклонялась от маршрута. Это было первой, самой примитивной тренировкой пастушьих собак. Сопровождая хозяев на охоту, собаки запоминают, животное какого вида интересует хозяев, и в последствии обучаются сигнализировать, когда заметят такое животное. Во время войны собаки самостоятельно учились помогать солдатам, например, охранять военный лагерь или предупреждать о том, что в воздухе появился запах опасного газа.
Основа самовоспитания – хороший контакт с хозяевами
Собаки, как социальные животные, естественным образом мотивированы обучаться у членов своей семьи. Однако это желание не возникает только от того, что собака живет в данной семье: оно должно подкрепляться поведением самих членов семьи. Самообучение хорошо проходит в семьях с хорошим эмоциональным контактом. В таких семьях собака чувствует себя любимой и защищенной. Здесь удовлетворяются ее основные потребности, а в случае возникновения проблем у нее есть возможность сообщить о них своим хозяевам. В таких семьях собаки со своей стороны тоже начинают более внимательно относиться к хозяевам. С другой стороны, возрастает желание собаки поступиться своими интересами по просьбе хозяев: ей становится важно все, что происходит в семье. Так, я замечаю, что даже уставшая собака готова преодолеть себя и выполнить надоевший трюк еще раз – только ради хозяина. Иной раз собаке хотелось бы облаять проходящего мимо пса. Но раз хозяин этого не любит…
Именно поэтому в семьях с хорошим контактом не возникает серьезных проблем, например, при появлении новых членов, будь то ребенок, другое животное или приход гостей. Налаженная коммуникация (которая также по большей части нарабатывается по мере накопления хорошего опыта жизни в семье) позволяет скоординировать действия в той или иной ситуации.
Когда раздается звонок в дверь, собака выходит в коридор вместе со мной. Она постоянно интересуется моим мнением по поводу происходящего – и всякий раз спрашивает меня, как надо себя вести. Если я сама открываю дверь и начинаю разговор, она понимает, что все нормально, и ее участия не требуется. Но если я, услышав звонок, удаляюсь, она знает, что настало время сторожить квартиру от непрошеных гостей. Когда я заснула, загорая в поле, собака поняла, что в этом состоянии я физически не способна охранять себя – и взяла эту функцию на себя. Точно так же поступают все другие социальные животные: пока одни спят, другие их стерегут. При этом передача поста от одних к другим происходит по невербальным сигналам.
В нашем доме появлялись то новые собаки, то кошки, то мелкие животные – свои или чужие, которым нужна была передержка. Мои собаки, познакомившись с очередным питомцем, просто оставляли его в покое – и в моем присутствии никогда не трогали его, как бы им этого не хотелось. Одного слова «Нельзя» было уже достаточно, чтобы они не подбирали лакомство на полу (правда, в мое отсутствие лакомство могло исчезнуть – это уже было для них слишком!). Ни один из этих навыков я не тренировала специально: это было самовоспитание – результат нашего хорошего взаимодействия.
Интересно, что я ни разу не запрещала собакам что-то делать и не выдвигала каких-то требований. Как известно, запретные плоды всегда обладают особо притягательной силой. Я всегда осторожно давала собаке немного познакомиться с новым предметом, животным или человеком – и потом переключала ее на что-то другое. Так собака имела возможность удовлетворить свой интерес. Но ситуация не оставалась бесконтрольной: собака всегда интересовалась моей реакцией на свои действия, из которой она понимала, как себя вести. Когда я прихожу домой, я даю ей возможность обнюхать сумки. Я показываю ей любые предметы, на которые она направит свой взгляд. Та осторожность, с которой я это делаю, и мое внимание к предмету дают собаке понять, что я переживаю за судьбу предмета, и с ним надо быть осторожным. Собака всегда считается с этим!
Так же осторожно мы подходим к кроличьим норам – просто понюхать и удалиться, не испортив жилища. Мы знакомимся с содержанием мисок, которые выставили для бездомных кошек: мы останавливаемся на некотором расстоянии до них, чтобы до собаки мог донестись их запах, но чтобы она не смогла из них поесть: я показываю собаке – «Это не для тебя! Хотя, ты можешь узнать, что это».
Собака учится от других членов семьи вести себя социально
Собаки – социальные животные. Любая собака предпочитает быть со своей семьей и делать то, что делают другие ее члены. Поэтому собаки:
- сидят у стола, когда мы едим;
- пытаются попробовать пищу, которую мы едим;
- вместе с нами встречают гостей;
- вместе с нами пользуются нашей кроватью;
- вместе с нами копают огород и интересуется нашими вещами;
- скучают, когда мы уходим. От одиночества собаки (особенно совсем молодые, больные или старые) испытывают стресс. Иногда этот стресс становится таким сильным, что собака делает лужи и кучи, лает, скребет дверь, грызет вещи и т.д.
Единственное, что мы можем сделать в таких случаях – это научить собаку вести себя прилично: не ставить ноги на стол, не воровать со стола, не выть и не рвать нам штанины, требуя от нас кусок.
Если мы не хотим пускать собаку на кровать, мы можем спокойно сообщить ей об этом или попросить уйти (уже по нашему настрою многие собаки поймут, что их присутствие на диване нежелательно).
Мы можем провести тренировку поведения у двери и научить собаку копать в другом месте – не там, где мы только что зарыли картофелину.
Но в любом случае, нам не стоит впадать в панику и считать собаку невоспитанной.
Собака делает выводы из собственных ошибок
Иногда неплохо, если собака самостоятельно получит новый опыт. Но, как правило, это происходит ненамеренно. Однажды я принесла в дом больного ежа. Я поставила его на пол в коридоре и отвлеклась на приготовление ему места на балконе. Я была уверена, что Чара не притронется к ежу – в конце концов, она сама показала мне его на улице и не пыталась схватить его колючее тельце. Но, вернувшись в коридор, я обнаружила вокруг пятна крови, а у собаки был запачкан рот, и она интенсивно отплевывалась. Видимо, еж все время сохранял для нее особую привлекательность, и она не устояла. Теперь она расплачивалась за свое любопытство ранками во рту. Еж лежал, скрутившись клубком – он не пострадал. В последующие дни, пока мы лечили ежа, Чара только следила за ним издалека, вдыхая очаровательный запах – она была охотницей-любителем.
Другая моя охотница в первый день пребывания на даче открыла охоту на мышей прямо посреди ночи. Но после парочки забегов ей пришлось удалиться из комнаты – мы хотели продолжать спать. Так каждая очередная попытка поохотиться ночью приводила к выселению из комнаты, и уже скоро собака поняла, что ночью мышей надо оставлять в покое.
Собака делает выводы из ошибок хозяев
Но самообучение не всегда приводит к таким приятным результатам. Дайна в свое время выучила, что меня бесполезно будить рано утром, когда ей так хочется в туалет. Поэтому она научилась решать эту проблему сама. Когда мы находились в городе, она научилась писать на ковер, на котором мокрое пятно все равно не видно. Когда мы жили в деревне, она умудрялась подлезать под забор, чтобы испражниться на территории соседа, не пачкая у себя дома (потом рассерженный сосед пришел ко мне и попросил убрать собачьи кучки). Мне же она демонстрировала терпеливое ожидание прогулки, намеченное после долгого просыпания и завтрака.
Однажды в метро я наблюдала, как собака ловко сбрасывала с себя намордник – старичок, который ее вел, все равно не обращал на нее внимания и не замечал этого. Видимо, пожилой человек настолько глубоко уходил в себя, что собака научилась избавляться от неприятных ощущений своими силами. Когда с собакой гуляют слишком редко, она убегает подальше от хозяина, чтобы получить недостающие ей впечатления. Если собака неудовлетворенна питанием, которое ей предоставляет хозяин, она может начать воровать со стола. Я не раз видела, как собаки, которых хозяин постоянно тянет на поводке, не давая остановиться, чтобы понюхать интересные места, выучивали стойку, которая не давала бы их сдвинуть с места.
Я знала собаку, которая пряталась под стол, покрытый скатертью с бахромой, потому что от яркого света у нее болели глаза – но хозяева не заметили этого. Собака может приучиться раздражающе лаять, чтобы наконец донести до хозяина свое желание выйти на улицу и т.д. Таких примеров много – и они хорошо известны. Но только задумайтесь: многие раздражающие и, казалось бы, неисправимые собаки, на самом деле вовсе не «проблемные», им не нужна терапия – им всего лишь нужно быть понятыми.
Вывод: воспитание собаки – это _процесс обучения_, который автоматически происходит в повседневной жизни. Хороший контакт в семье активирует у собаки естественное желание наблюдать за членами семьи (за их действиями и связанными с ними эмоциями) и поступать точно так же как поступают они. Наша задача – поддерживать собаку в этом.
Источники
- Erick Ziemen: Der Hund: Abstammung — Verhalten — Mensch und Hund
- Thomas Niederste-Werbeck, Heike Dorn. DOGS. Hunde der Welt: Die schönsten Reportagen von Lappland bis Südafrika
- Gerald Krakauer, Ursula Birr, Daniela Osiander. Abenteuer Hund. Reisen zu den Wurzeln einer Partnerschaft
- Ольга Кажарская. Как наладить контакт с собакой. Теория и практика
- Хейр Вудс. Почему собаки умнее, чем вы думаете
Автор
Ольга Кажарская, издательство Догфренд Паблишерс