В том, что собаки способны воспринимать человеческую речь, я никогда не сомневалась. Но поначалу это качество наших четвероногих друзей мне казалось менее развитым. По крайней мере я, как и многие другие, не относилась к нему с особой серьезностью. Однако в гостях у тренера Ольги Макаровой и ее стаффордширского терьера Нойрэль (Москва) я была буквально шокирована тем, с какой точностью Нойрэль понимала не только отдельные слова, но и целые фразы. Когда Нойрэль случайно сбила магнит с дверцы холодильника, Ольга сказала ей: “Подними, что уронила!” — и собака тут же сделала это. Она повернулась к магниту на полу, схватила его зубами и отдала Ольге.
Позже я узнала, что Ольга не только все время разговаривает со своей собакой, как с понимающим существом. Живое общение также явилось составной частью воспитания Нойрэль. Ольга читала ей детские книги и объясняла окружающий мир. Работая с клиентами, Ольга объясняет им правила общения с собакой, улучшая, таким образом, их жизнь с собакой.
Вы считаете, что это глупость? — Опыт Ольги подкрепляют научные выводы, описанные в книгах Оливера Сакса и Стива Пинкера: вербальная стимуляция участков мозга, отвечающих за речь, обучает пониманию языка — как у человека, так и у животных, которые оказались вынуждеными общаться с нами.
И пусть мы никогда не сможем обсуждать со своей собакой философские вопросы, мы вполне можем использовать ее “речевые способности”, чтобы сделать совместную жизнь более интересной, гармоничной и не перегружать ее тренировками там, где можно просто сказать.
Ольга Макарова согласилась ответить на мои вопросы.
Ольга, как ты думаешь, понимают ли собаки человеческую речь?
Конечно, собака не сможет понять абсолютно всё из сказанного, но она способна запомнить огромное количество слов, обозначающих предметы, действия, имена животных и людей. И, исходя из упоминания знакомых слов в предложении, сделать правильные выводы и адекватно отреагировать.
Почему ты так думаешь?
Собаки запоминают слова, обозначающие призывы к определённым действиям. Они вычленяют их из прочих, сказанных владельцем, и правильно на них реагируют. Они знают своё имя и имена других людей и животных, друзей-собак. К примеру, если Вы увидели знакомых, гуляющих с собакой вдалеке, а Ваш питомец ещё нет (собаки, за исключением борзых, видят вдаль не очень хорошо), то слова «Пойдём скорее, там Тузик гуляет впереди!» с указанием рукой в нужную сторону резко изменят поведение Вашей собаки. Она начнёт вилять хвостом, крутиться, всматриваться в указанную сторону, принюхиваться, ускорит темп ходьбы или даже побежит к другу, просто поверив Вашим словам, что он там есть. Или «Пойдём к остановке Мишу встречать!», — подобные фразы собаки прекрасно понимают и порой пытаются «встретить» любого прохожего, который хоть мало-мальски похож на «нашего Мишу».
К слову о том, что нет «необучаемых собак». Если Вы смогли научить свою собаку срываться с места и бежать вприпрыжку на кухню при слове «Кушать!» или уютно пристраиваться рядом после предложения «Залезай ко мне на диван?», то её можно научить понимать и другие слова и реагировать на них.
Моя собака воспринимает слова-команды именно так, как и должна – мгновенной реакцией на них. Если она бежит за мячиком, катящимся впереди неё, и я ей внезапно скажу «Сидеть!», то она прямо из прыжка плюхнется на попу, не отрывая взгляда от вожделенной игрушки. И, когда я скажу «Взять!», она рванёт за мячиком без задержки и даже без оглядки на меня. Когда же я разговариваю с ней, я вижу её вдумчивость, её размышления, это практически диалог, а не механическое следование командам. Она может что-то совершить с задержкой, которую позволяет ситуация. Объясню на примерах.
Мы возвращались с прогулки ранним утром, улицы были абсолютно пустые, и Ноюша (так зовут мою собаку) трусила метрах в 5-ти впереди меня без поводка. Мы шли вдоль домов по пешеходному тротуару, прерванному в некоторых местах поворотами с большой автомобильной дороги, по которой люди подъезжают к домам на машинах. До следующего такого поворота было около 10 метров (от собаки), и я сказала Ноюше: «Остановись, пожалуйста, перед дорогой». Она никак не отреагировала на мои слова, мне даже показалось, что, вероятно, она меня не услышала из-за ветра, но, пройдя эти 10 метров, Ноюша встала и оглянулась, ожидая, пока я догоню её. Она всё услышала и поняла.
Ноюша различает слова «дорога» (автомобильная) и «дорожка» (тротуар или тропинка в парке среди травы), но я никогда не учила её специально останавливаться перед дорогой. При ходьбе рядом она ориентируется на меня. Так что в специальном обучении поведению перед проезжей частью не было никакой нужды. Без поводка она бегает вместе со своими друзьями там, где машин нет и быть не может.
Вот ещё пример. На прогулке Ноюша нашла большую палку, которая сразу же ей очень полюбилась. Всю прогулку она то играла с ней, то бережно переносила с места на место. Мы гуляли в садике, огороженном забором и, когда мы шли к воротам, я сказала Ноюше: «Мы уже идём домой, так что тебе лучше оставить палочку здесь». Ноюша дошла до ворот, положила палочку на землю, вышла из сада и встала, оглянувшись на меня, ожидая, когда я подойду и пристегну поводок к её шлейке.
Аналогично предыдущему случаю, я никогда не учила её оставлять что-либо на улице. Иногда мы гуляем со своими игрушками, и их совершенно точно нужно возвращать домой, она это прекрасно знает и несёт в зубах всю дорогу. Палочки, найденные на улице, я тоже, как правило, разрешала ей приносить домой. Но в тот день я только-только убралась в квартире, и мне не хотелось лишнего мусора и щепок.
Ноюша понимала смысл фраз и выполняла то, о чём я её просила, с задержкой. Тогда, когда это было нужно, а не сразу, как только я сказала. Да, вероятно, она ориентировалась по ключевым словам, догадывалась по контексту. Так же поступают и люди, которые читают книгу на иностранном языке или беседуют с иностранцем. Вовсе не обязательно понимать абсолютно каждое слово.
Впрочем, она действительно различает предложения, даже очень похожие друг на друга. Если мы идём по тропинке, а навстречу нам шагает незнакомая собака, я говорю Ноюше: «Обойди по травке» или «Иди по травке», — и она отходит с тропинки на газон. Без встречной собаки это тоже работает, Ноюша переходит на траву, но в её глазах появляется некое недоумение: «А зачем сейчас-то?» Но если я ей говорю: «Иди поешь (покушай; погрызи; пожуй) травку», — то, несмотря на, казалось бы, ключевые слова «иди» и «травка», Ноюша с удовольствием перепрыгивает на газон и начинает с аппетитом поедать зелень. После похожего призыва: «Иди поваляйся на травке», — она тотчас радостно плюхается на землю и начинает кататься и тереться спинкой. Ни разу она не спутала эти фразы.
Собаки действительно понимают речь.
Как ты думаешь, насколько необходимо для собаки слышать человеческую речь?
Собаки во многом схожи с детьми. Чтобы жить в обществе людей, им необходимо правильно развиваться. Естественно, если это дикие собаки динго, то им вовсе не обязательно слышать человеческую речь. Если же это собака, живущая среди людей, она должна быть приучена не только к виду «этих странных двуногих», но и к их коммуникации.
Шимпанзе в естественных условиях совершенно не нуждаются в обучении языку глухонемых, но если им придётся контактировать с людьми, то всегда приятно знать, в прямом смысле, общий язык.
Собаке вне человеческого социума вовсе не обязательно слышать и понимать людей, а внутри него – жизненно необходимо. И, что приятно, собака сама к этому стремится. Нет, наверное, других двух видов млекопитающих, настолько «заточенных» друг под друга и стремящихся к межвидовому сотрудничеству и самой настоящей дружбе. Нам хорошо вместе. И слышать голос любимого хозяина – очень важно. А понимать и взаимодействовать – ещё и приятно.
Многие люди не уделяют особого внимания речи, а больше воздействуют на собак механически. Мало того, есть даже направление в тренировке, основанное на молчании. Как ты думаешь, как это воздействует на собаку?
Это дезориентирует её, подрывает уверенность в собственном владельце. Собака не знает, чего ожидать, делает неправильные (для владельца) выводы и строит нежелательные ассоциации. Все свои действия по отношению к другим живым существам оценивайте с точки зрения эмпатии. Как бы Вы себя чувствовали в такой ситуации? Такое встречается повсеместно, вот буквально на днях я видела два подобных случая.
Первый – мужчина стоял и курил возле дверей магазина. У него на поводке, ещё и в строгом ошейнике, стоял 7-месячный щенок лабрадора. Малыш потянулся за прохожим с привлекательно пахнувшими сумками и так и замер, когда поводок кончился, втягивая воздух носом. Мужчина искоса посмотрел на щенка и с силой дёрнул его к себе. А ведь можно было просто подозвать. Я не говорю даже, что можно было бы присесть, доброжелательно подозвать и погладить, когда малыш подойдёт, я понимаю, что человеку лень (и не может быть иначе, если собака в строгаче). Но неужели настолько лень, что даже сказать «Иди ко мне» он не мог…
Малыши и подростки очень непоседливы и активны, они интересуются миром, тянутся к запахам и окружающим людям и собакам, а владельцы, не желающие заниматься с собакой, просто надевают на них строгачи, как только щенок достигает такого веса, который человеку сдерживать уже трудновато. Это тоже встречается, увы, на каждом шагу.
Второй случай – мужчина стоял на перекрёстке у светофора и сосредоточенно набирал сообщение на телефоне. Крупный полугодовалый щенок бернского зенненхунда стоял рядом, тоже, как водится, в строгаче. Зелёный свет уже загорелся, но мужчина, уткнувшийся в телефон, этого не заметил. Малыш нетерпеливо сделал несколько шагов вслед за оживившейся толпой прохожих, мужчина поднял глаза, оглянулся и первое, что сделал перед тем, как тоже начать переходить дорогу, — дёрнул собаку за поводок так, что она даже потеряла равновесие и присела ему на ноги.
Подумайте, как бы Вы себя почувствовали, если бы вместо того, чтобы окликнуть и попросить подойти, Вас грубо и больно дёрнули за шею. И ведь не кто-то там, а самый близкий и дорогой человек! Это огорчает и портит настроение. А обращение голосом, подзыв, позитивная интонация – наоборот, радует и приободряет. Рядом с человеком разговаривающим чувствуешь себя спокойно. Рядом с человеком дёргающим – постоянно напряжён. Ведь не знаешь, когда и почему тебя дёрнут в следующий раз.
Что поняли эти щенки из своего опыта? Что нельзя нюхать сумки? Что нельзя идти, когда все идут? А может, что человек с сумками – это боль в шее? И что толпа людей – это тоже больно и неприятно? Может, стоит бояться толп и людей с сумками? А может, щенки смотрели в это время на что-то другое, и тогда негативная связь получилась со…светофором? Машиной? Девушкой в пальто на переходе? Коляской с ребёнком? Каким-то определённым запахом? Пролетающей мимо птичкой?
Когда Вы разговариваете с собакой, Вы получаете отклик, в том числе и эмоциональный, укрепляете связь. Когда Вы дёргаете – Вы пугаете. Вы не получаете ничего положительного. И Вы никогда не можете быть уверены, что не создали только что болезненную ассоциацию у Вашей собаки (с кем и чем бы то ни было) и проблемное поведение как следствие этого.
Но речь может и вводить в заблуждение собаку, например, одни хозяева считают, что собаки понимают все, как люди, и действительно ждут от собаки такой же реакции, словно это люди. Другие хозяева разговаривают с собакой грубо или наоборот сюсюкаются. Как же найти правильный тон для собаки, чтобы, с одной стороны, использовать ее понимание речи, и с другой — не перенапрягать ее?
Такие убеждения поддерживаются литературой и кинематографом, мы видим просто сказочную собаку, которая понимает всё-всё! Но нужно отдавать себе отчёт в том, что в книге за собаку думает, чувствует и решает человек – автор произведения. А на съёмочной площадке за кадром трудятся кинологи, в каждый момент времени контролирующие собаку-актёра и «подсказывающие» ей её роль.
Вы можете спорить с собакой о проблемах философии экзистенциализма, но не рассчитывайте на аргументированные ответы с её стороны. Пожалуй, трудно донести до собаки какие-то абстрактные понятия. Им не чужды чувства — любовь, дружба, справедливость, гнев, обида и т.п., но как Вы будете объяснять ей значения этих слов, чтобы потом свободно говорить о них? Да и зачем? Собака понимает многое, но не всё. С маленькими детьми так же. Их словарный запас ограничен. Но в быту вполне можно договориться: что-то отнести или принести, что-то найти, выбрать, принять какую-то позу, подражать, совершить то или иное продолжительное (отойти на метр и идти по газону, пока не обойдёте кого-то) или отложенное действие (сделать что-либо через несколько минут).
Другая крайность, когда люди воспринимают команды как единственное, что вообще нужно говорить собаке, и произносят их таким тоном, будто перед ними не домашний любимец, а целая рота слабослышащих солдат. Это из-за очень уж буквального восприятия слова «команда». В таких случаях я сначала «перевоспитываю» владельцев. Добиваюсь того, чтобы они перестали слова «сидеть», «лежать», «рядом» и т.п. воспринимать как команды и начали воспринимать именно как слова, обозначающие действия. Мы начинаем заново учить собаку всему тому же, но связываем с другими словами – теми, которыми люди чаще пользуются в своей семье: «Сядь», «Ложись», «Вставай», «Постой», «Не убегай», «Иди сюда» и т.п. Такие слова люди реже пытаются произнести суровым командным голосом.
Нередко человек от волнения и для пущей внушительности часто-часто дублирует команды. И получается, что его собака, порой нехотя, но всё же садится после выкрика «Сидетьсидетьсидеть!», но когда этой же собаке говорят «Сидеть!» однократно и спокойным тоном, то она либо не реагирует вообще, либо не понимает, чего именно от неё хотят. Попробуйте растягивать слова, когда только-только разучиваете их с собакой. Это поможет ей лучше их запомнить, а Вам – избежать вот таких нервных повторений. Продолжительно выполняемые действия я рекомендую повторять вместе с похвалой, делая акцент голосом именно на команде. Несколько поощрительно-радостных слов, а затем команда, чуть растянутая. Например, идёт собака рядом, и Вы её нахваливаете: «Умничка, Барбос, ря-я-ядом, хорошо как идёшь ря-я-ядом, как ты замечательно ходишь ря-я-ядом, молодец какой, умеешь ходить ря-я-ядом» и т.д. Если не хватает фантазии на постоянную похвалу, то просто выучите (вспомните) несколько стихотворений и произносите их таким же тоном: «Умничка, Барбоска, ря-я-ядом, мороз и солнце ря-я-ядом, день чудесный ря-я-ядом…» Настроение от этого у собаки на высоте, «запоминалка» – на полной мощности. И Вам весело, и прохожим на улице тоже!
Но и не переусердствуйте. Совсем уж бесконечная речь превращается просто во внешний шум. Особенно если Вы не следите за интонацией и произносите всё монотонно. Собаке трудно вычленить из этого набора слов что-то важное. Говорите, пока ей интересно Вас слушать. Занимайтесь чем угодно, но успевайте закончить до того, как собака от этого устанет. Как бы весело вам ни ходилось «рядом», знайте меру. Даже веселье может надоесть.
Так вот, истина где-то посередине. В крайности — сюсюканья и грубости, эссе-размышления и скупые команды, — впадать не надо. Чтобы понимать более свободные предложения, собаке нужно знать больше слов. На прогулках разговаривайте со щенком, как с ребёнком. Используйте схожие выражения. Рассказывайте и называйте всё, что встречаете на пути. Это человек, это машина, это дорога, это собака, это кошка, это птичка. Миша пришёл, вернулся, пойдём встречать, привет, иди здороваться. Маша ушла, подожди, скоро вернётся. Мы идём ме-е-е-едленно, мы бежим быстро. Мы идём по траве, по дорожке. Подожди, здесь большая дорога. Машины, опасно. Это дверь, магазин, в магазин нельзя, пойдём отсюда, уходим. Большая лужа, обойди. Большая собака, ма-а-аленькая собачка. Да просто всё, что видите, всё, на что смотрит щенок. Говорите медленнее и быстрее, тише и громче, мягче и строже, голосом и интонацией успокаивайте или, наоборот, прибавляйте азарта. Интонация должна помогать понимать смысл сказанного Вами. Это очень важно. И собака в итоге научится понимать как отдельные слова, так и предложения в целом. И догадываться о значении неизвестных слов.
Ты рассказывала, что учила клиентов вырабатывать правильный разговорный тон. Часто ли с собаками разговаривают непонятно для них? Насколько это важно для собаки?
Да, это не единичный случай. Интонация очень важна для собаки, она помогает ей вычленить отдельные слова и научиться правильно их понимать и правильно на них реагировать. Бывает, меня вызывают по совершенно иному вопросу, но, когда я смотрю на взаимодействие владельца с его «проблемной» собакой, я осознаю, что собака просто его не понимает.
Однажды на прогулке я наблюдала одну очень общительную девушку с энтлебухером. Она говорила с собакой очень много, настолько, что превратилась для неё в неинформативный шум. Она разговаривала и когда собака смотрела на неё, и когда что-то нюхала, когда она играла с другой собакой или раскапывала что-то интересное. Эмоции девушки часто менялись, она то поощряла своего любимца за найденную палочку, то ругала, дёргала за строгач и хлестала поводком по спине за что-то подобранное на земле или за игнорирование подзыва. И всё это произносила одним и тем же тоном, не выражающим ровным счётом ничего. Для собаки это выглядело как какое-то странное журчание хозяйки, которая то хвалит, то ругает и колотит совершенно бессвязно, без предупреждений и видимых причин. Если бы с Вами так себя вёл какой-то иностранец, говорящий не только на непонятном Вам языке, но и без всякого выражения, что бы Вы про него подумали?
Давным-давно мне довелось почувствовать себя практически собакой. Когда мне было 5 лет, я с бабушкой и дедушкой уехала на два года жить в Ирландию, Дублин. Мы переехали летом, а в сентябре я уже пошла в местную школу. Я не знала ни слова по-английски. А вокруг одни ирландцы. Вот тогда-то мне и пришлось влезть в шкуру домашнего питомца в мире людей. Свой язык я знаю, а вот чужой человеческий мне ещё предстоит узнать. Насколько важен разговорный тон? Иногда это всё, что у тебя есть для понимания сказанного.
Жесты и мимика творили чудеса. Они помогали понять и запомнить слова. Собаки реагируют на наши жесты и всматриваются в изменения эмоций на наших лицах, значит, это отличный мостик для упрощения понимания. Они-то от нас ничего не скрывают! Вот и нам следует быть искреннее. Вы когда-нибудь наблюдали, как общаются глухонемые? Насколько богатый диапазон жестов у этих людей и насколько прозрачная, искренняя мимика? Дети и собаки заинтересованно реагируют на такие понятные проявления эмоций и охотнее учатся.
Интонация. Она тоже меня выручала. Я не понимала, что мне говорят, но я слышала похвалу, недовольство, предостережение и т.д. Я играла с другими детьми и по их интонации понимала, всё ли я делаю так, соблюдаю ли правила. Уже в Москве в школе на предмете «театральное мастерство» у нас было интересное задание: одну любую скороговорку мы должны были произнести с заданной интонацией и соответствующей мимикой и жестами. Попробуйте сказать «от топота копыт пыль по полю летит» загадочно. Встревоженно. Радостно. Взволнованно. Опечаленно. Попробуйте произнести это перед родственниками или друзьями, а они пусть попробуют угадать Ваши эмоции и интонации. Человек или собака могут не понимать конкретных слов, но эмоции, интонация, жесты, мимика им ясны. Научитесь выражать их открыто. Возможно, это пригодится Вам не только в общении с собакой.
В Ирландии всё закончилось хорошо. Через полгода я уже сносно болтала по-местному. Да, смысл абстрактных понятий донести трудновато, когда словарный запас ограничен. Но в быту вполне можно договориться.
Дополнительное чтение
Юлиана Камински Об интеллектуальных способностях собак
Собака, выучившая больше 100 слов
Стивен Пинкер Язык как интинкт
Оливер Сакс Зримые голоса (в книге приводятся аналогии восприятия языка людьми и животными)
Материал подготовлен
Ольга Кажарская, www.dogfriend.org