История нашей читательницы о последствиях посещения традиционной школы для собак и самостоятельном решении возникших проблем поведения.
Вступительное слово Ольги Кажарской
Многие владельцы, приводя в школу своих собак, концентрируются на желании сделать собаку послушной. При этом они чаще всего не задумываются о том, что плохо организованные занятия могут привести их собаку в состояние сильного стресса и даже нанести ей травмы, в том числе психические. Одним из последствий таких травм нередко становится гиперактивность собаки.
Так как тема стресс и психическая травма у собак многим тренерам и психологам собак неизвестна, то решать проблемы поведения, вызванные гиперактивностью, стараются «дрессировками». На гиперактивных собаках нередко можно видеть строгие и электрошоковые ошейники и удавки; их объявляют доминантными и стараются подавить любыми способами. От этого уровень стресса у собаки, естественно, повышается еще больше, что усиливает проблему.
Ниже мы публикуем статью нашей читательницы Анны Проняковой из г. Череповец. Как и многие другие владельцы, Анна пошла со своей овчаркой в школу, надеясь воспитать из подвижного щенка послушную собаку. Однако результат «дрессировки» оказался противоположным ожидаемому: Несколько месяцев «коррекции» на площадке — и я получила практически неуправляемую в обычной жизни здоровенную овчарку, и агрессивную к животным к тому же. В какой-то момент наступило прозрение
. Но Анна не стала корректировать гиперактивность собаки дальнейшим подавлением. Она пришла к решению проблемы сама, используя знания основ Новой кинологии.
Роса, восточно-европейская овчарка
Щенком Роса была самым обычным, просто очень жизнелюбивым, прыгучим, с плещущей через край энергией, всюду сующей свой нос. Она охотно играла с собаками, хоть с маленькими, хоть с большими. К людям относилась отлично, да и сейчас тоже.
Сейчас-то я понимаю, что нужно было просто пустить ее энергию в нужное русло, а не подавлять муштрой. Но увы… Иногда люди бывают такими твердолобыми. То есть каких-то особых проблем с поведением у нее не было, они надуманны и не поняты. Жила она с 6 недель в квартире, в семье, из животных была только кошка, позже появилась овчарка Цера. Я на тот момент не работала, поэтому мы с ней много гуляли, ездили в лес, на реку. Словом, все было хорошо.
В школе для собак
Получилось, что в какой-то момент (а именно, когда отправились в собачью школу с 4 до 8 месяцев) я пустила воспитательный процесс по неправильному пути. Здравомыслие, видимо, меня покинуло. К тому же, я не совсем понимала, как правильно себя вести с такой активной собакой, причем зачастую имеющей собственный взгляд на ситуацию.
Первое, что в школе пытались скорректировать — ее прыжки и хватание за рукав. Велели сильно ее одергивать, валить на землю, прижимать, смотреть в глаза. Усиленно разучивать команды «нельзя» и «рядом». Видя, что Роса очень возбудимая, не делали скидку при отработке выдержки, непослушание опять же через наказание (рывки, укладывание). Когда стала проявляться агрессия к собакам — наказывать, дергать, кричать. Т.е. решение любой поведенческой проблемы сводилось к рывку поводком, окрику, укладыванию на землю плюс стремление к четкому выполнению команд. Причем, в конце концов, даже лакомство запрещали давать. Кроме того, рекомендовали строгачи и удавки, но я их не надевала (нет, цепочку один раз). Бить не велели, слава богу, но видимо считают, что собаки не чувствуют боли в шее и дергать следовало очень сильно. Стандартный набор, практически везде одно и то же. Один раз только женщина сказала, что нужно ждать пока собака успокоится, а потом приступать к командам1.
Результат
Несколько месяцев «коррекции» на площадке — и я получила практически неуправляемую в обычной жизни здоровенную овчарку, и агрессивную к животным к тому же. В какой-то момент наступило прозрение, что эффекта от того что я делаю, не просто нет, а все стало гораздо хуже.
Проблемы
- Гиперактивность.
- Агрессия к кошкам.
- Агрессия к собакам, особенно к мелким, и кошкам.
- Собака стала тянуть за поводок.
- Истерики: прыжки на меня, сильно хватает за руки и одежду.
- Страх оставаться одной.
Решение проблем поведения
Вот как решались проблемы поведения, которые собака приобрела после занятий в собачьей школе:
1. Гиперактивность
-
- Выкинула из головы все, что раньше в нее было вбито относительно дрессировки, муштры и прочих прелестей стандартной школы. Приняла собаку такой, какая она есть со всеми недостатками и проблемами поведения, имеющимися на тот момент. Забыла про свои эмоции.
Набралась бесконечно много терпения. Сознаюсь, такая собака может на прогулке свести с ума кого угодно, но ругать ее бесполезно, занервничаешь сам — занервничает собака. В нашем случае это приводило только к прыжкам на меня, окружающих. В общем, как говорил Карлсон:
Спокойствие, только спокойствие!
Отныне для меня ее поведение стало делиться на две категории: Хорошо и Ничего. Т.е. если собака делает то, что мне надо, это Хорошо!, а если ведет себя плохо, то безо всяких эмоций увожу ее прочь и отвлекаю на поиск мяча или какую-нибудь развивающую игру2.
- Исключила на время по максимуму раздражители, которые у Росы вызывали бурные эмоции: всех собак и кошек обходила стороной, на таком расстоянии, которое не вызывало бы у Росы всплеска эмоций.
- Выкинула из головы все, что раньше в нее было вбито относительно дрессировки, муштры и прочих прелестей стандартной школы. Приняла собаку такой, какая она есть со всеми недостатками и проблемами поведения, имеющимися на тот момент. Забыла про свои эмоции.
3. Поводок сделала максимально длинным, на собаке — простой кожаный широкий ошейник (ждем шлейки3). Потому что у собаки должно быть достаточно места, но она должна оставаться контролируемой. Вот идем мы во двор, она все обнюхала, дальше она жаждет новой информации, именно пищи для мозгов. Когда мы идем гулять в малознакомое место, она с увлечением и азартом все-все обнюхивает, смотрит, знакомится с новыми объектами. Поэтому я позволяю ей удовлетворить свою потребность исследовать новую территорию, получить новые впечатления4, избежав при этом конфликта, наказания и взаимного недоверия. К тому же новые территории позволяют ей заполнить информационный вакуум, хоть собаки не сидят одни дома весь день, прогулка — это практически единственное средство восполнить недостаток информации.
Одновременно увеличила количество ментальных нагрузок. Я поняла, что у такой собаки нужно много занимать ум, а не мышцы. Неумеренная физкультура приводила к перевозбуждению, что опять же было чревато прыжками и кусаниями за рукава. Сильной стороной Росы оказался поиск, работа носом5. На прогулку мы идем с мячами и другими игрушками, которые интересно найти. Пока у нас все не очень сложно: игрушка закладывается в снегу в 5-10 м от собаки, Роса видит примерно где она спрятана, но это и подстегивает ее интерес, точное место она все равно сразу найти не может, а обнюхивает все в радиусе метра. Остальное ей пока сложно, она теряет интерес. Но главное в таких поисковых играх — мы обрели с ней контакт! Она понимает, что я собираюсь сделать интересную для нее вещь, и выполняет то, что я от нее хочу. Например, пока я отхожу и прячу игрушку в снег, она спокойно(!) сидит и ждет, пока я не подойду к ней и не скажу «Ищи!» Замечу, что спокойно оставаться на месте на ОКД я ее так и не смогла научить. Но здесь требуемое поведение собака выучила за 2 раза! Книга Анне Лилл Квам Королевство Запахов очень помогает мне.
- Дома тоже развивающие игры (абсолютно любые, направленные на работу носом и логику)6 и массажи (тут никакой хитрости нет, я просто аккуратно мну и перекатываю кожу, следя чтобы собаке не было больно или неприятно).
- Еще один момент в обращении с гиперактивной Росой: если хочешь выучить правильное социальное поведение, необходимо дождаться, пока эмоции утихнут. Пример: на Росу сам факт прогулки влияет возбуждающе, независимо где, когда и сколько мы будем гулять. Идем на прогулку, беру в руки поводок, Роса начинает нарезать круги, прыгать и стонать. Садимся на стульчик, и тихо ждем пока собака не успокоится. Далее поводок спокойно прицепляется и можно идти гулять. Замечено, что со временем количество кругов перед выходом заметно уменьшилось: собака привыкла выходить спокойно.
- Никакие успокоительные препараты кроме курса нейромультивита не применяла.
2. Агрессия к кошкам
Если честно, я не понимаю до конца, что именно побуждает Росу бегать за кошками. Но, так или иначе, когда из-под носа выскакивает мелкий объект и пускается наутек, желание догнать и схватить у нее зашкаливает, независимо от причины. С этим я поделать пока ничего не могу, но мне важно, чтобы кошки стали Росе неинтересны. Я стала делать следующее:
- Главное: никогда не акцентирую внимание на кошках! Я хочу, чтобы она знала: есть кошка, но в ней нет ничего особенного, их много, как деревьев на улице. Я не обращаю на них внимания, и ты не обращай, лучше давай поиграем в мяч.
- Когда мы идем на прогулку, как бы между прочим, всегда идем в те места, где часто сидят кошки, главное чтобы их самих там не было, это я смотрю издалека. Мне нужен их запах. Я позволяла Росе обнюхать все-все, чтобы нанюхалась до отвала, чтобы интерес к запаху пропал, и он стал естественной неотъемлемой частью окружающей среды.
- Если видим кошку издалека: Роса видит кошку, настораживается, но понимает, что она далеко и ее не поймать — убежит. Поначалу я предлагала Росе игру в поиск мяча или что-то с лакомством. Мое предположение было таково, что когда есть занятие поинтереснее, чем шмыгающие кошки, она и занимается игрой, а не кошками, хотя видит их. Мяч я ношу с собой, он «специальный», т.е. достаю его, только если нужно переключить с нежелательного поведения. Впоследствии, я просто стала делать вид, что мне кошка «до лампочки», просто занималась своими делами, как будто на земле или еще где что-то интересное нашла. Роса тут же забывала про кошку и заинтересовывалась тем, что делаю я. Т.е. я учила ее на своем примере, что кошки не интересны.
- Если все-таки среагировала, просто беру покрепче поводок, ухожу, зову за собой, будто ничего не случилось и кошка это совсем не интересно. Частично цель достигнута — если кошка не под носом, Росу, даже если она смотрит и напрягается, легко позвать за собой. Она не пытается «грести» к ней изо всех сил. Т.е. я предполагаю, что интерес уменьшился. Хотя, наверное, до конца не пропадет, все таки есть для собаки кайф поохотится. Рекорд по близости к кошке пока 5 метров.
3. Агрессия к собакам, особенно к мелким
- С собаками примерно то же самое, но тут проще. Роса уже хорошо разбирается в языке тела и достаточно скинула излишнюю эмоциональность. С большинством адекватных взрослых собак она общается спокойно, пока проблему представляют только агрессоры, рвущиеся с поводков (не все, только мельче ростом), или убегающие собаки. В первом случае Роса сразу заводится, во втором реагирует как на кошку — догнать и поймать. С крупными собаками проблем почти не возникает, Роса примет или позу подчинения или они просто обнюхаются и разойдутся. Хотя уже не раз было, что мы просто проходили мимо лающих собак. Например, сегодня на нас из-за решетки в парке напал бульдог. Роса вздыбила шерсть, но не ответила, задрала хвост и прошла мимо, даже поводок не натянула.
- Кроме прочего, мы применяем уроки релаксации. Важно сначала научить собаку расслабляться, хвалить за это, а потом уже на таком поведении выстраиваются задания, все удлиняясь по времени.
4. Тянет поводок
Когда стали проделывать все описанное в пункте 1 проблема решилась сама собой. Плюс советы из книги Тюрид Ругос Моя собака тянет поводок, особенно про смену направления движения. Больше ничего не потребовалось.
5. Истерики: прыжки на меня, сильно хватает за руки и одежду
Если я не удовлетворяла какую-то потребность Росы, она протестовала. Просто могла начать напрыгивать на меня, хватать за поводок и рукав, щипать за кожу. Если этот «приступ» не предотвратить, начинается буквально истерика, остановить которую можно только схватив ее крепко в охапку и держать. Сигналы примирения в таком случае не работают. На площадке это называли доминированием и агрессией по отношению к хозяину, но это не агрессия. Мне это больше напоминает истерику капризного ребенка в детском мире, которому не купили 501-ую машинку. Он валится на пол, молотит по полу ногами и вопит «хочу-хочу-хочу!»
Проблема исчезла, после увеличения ментальных нагрузок. Самый простой способ — избегание спорных ситуаций. То есть пока Роса не научилась терпеливо выжидать достаточно долгое время, стоя на одном месте, лучше не пытаться заставлять ее делать это — прыжки повторяются. Тут уже просто вопрос постепенной тренировки терпения (или, иначе говоря, тренировка контроля эмоций — прим. ред.). Тут еще главное поймать момент. Когда Росе некомфортно, она показывает сигналы, которые я быстро научилась различать: беспокойство, пристальный взгляд в лицо, растянутые губы и открытый рот, напряжение. Ее нужно расслабить, переключить. Иногда помогает массаж, иногда игра, поиск чего-нибудь. Главное не доводить до конфликта.
6. Страх оставаться одной
Роса очень плохо переносила уход из дома всех членов семьи. Даже несмотря на то, что с ней была вторая собака — Цера. Игрушки с едой внутри и погрызушки помогали, но ненадолго. Иногда она даже не обращала на них внимание, потому что стоило уйти хотя бы на 15 мин, она устраивала погром, писала на кухне, царапала двери. А потом уже, утешившись, грызла игрушки.
Но после всей вышеизложенной программы реабилитации, ее деструктивное поведение сошло на нет. Они с Церой очень хорошо сидят дома одни. Вчера, например, нам пришлось уехать на 8 часов из дома (самый большой срок одиночества был) — и дома оказалось все в идеальном порядке, правда была открыта гардеробная. Подозреваю, что Роса, или они вместе с Церой, ходят туда спать или лежать, там наш запах. Изредка бывает и вынимают перчатку или туфлю, но не портят. Наверное, просто на них спят.
Результат
Вот таким образом мы добились на 90% идеального поведения. С Росой стало очень приятно и комфортно гулять по улице. Мы с ней не нервничаем. Теперь я умею быстро справляться с непредвиденными ситуациями. Роса получает удовольствие от общения с себе подобными — по большей части собаки не нервируют ее, она теперь знает, как правильно себя вести с ними. В то же время она не потеряла свою живую энергию и интерес к жизни. Ей по-прежнему все интересно, и хочется всюду сунуть нос. Мы понимаем друг друга, и она уже не устраивает истерик, если я не позволяю ей зайти за трансформаторную будку, где полно битых стекол. За все это время я ни разу не заругалась на нее. Вывод: не ругань корректирует поведение!
Все недостатки, пережитки прошлого, думаю, со временем постепенно сойдут на нет. Мы же не остановимся на достигнутом.
Замечание
Виновником неприятностей с собакой является владелец. Потому что школа школой, а надо было думать головой, не отступать от своего мнения и принципов. Это мне хотелось бы особенно подчеркнуть.
Послесловие
Для того чтобы восстановить гиперактивную собаку, Анна на протяжении многих месяцев терпеливо проводила различные мероприятия:
-
Привела нервную систему собаки в равновесие
Для этого Анна сняла все факторы стресса, ввела ряд упражнений по релаксации, а также увеличила ментальные нагрузки.
-
Научила собаку контролю эмоций.
После того как стресс стал снижаться, обучаться контролю эмоций стало просто.
-
Научила альтернативным видам поведения.
Когда стресс в основном улегся и Роса научилась в достаточной степени контролировать свои эмоции, Анна постепенно приучила собаку вести себя социально — как дома, так и с другими собаками. Для этого Анна по сигналам собаки научилась понимать ее состояние и реагировать таким образом, чтобы положительно повлиять на поведение собаки по отношению к другим. Например, Анна отвлекала Росу на интересную игру в момент, когда Роса напрягалась во время встречи.
Примечания
- Ольга Кажарская. Черный список методов обращения с собакой.
- Виталий Самигуллин. Развивающие игры своими руками.
- Ольга Кажарская. Почему шлейка, а не ошейник?
- Ольга Кажарская. Собаке нужны впечатления
- Ольга Кажарская. Проблемы поведения и «работа носом»
- Ольга Кажарская. Работа носом для всех! Поисковые игры с собакой
Автор: Анна Пронякова
Редактор: Ольга Кажарская
Статья написана по мотивам дискуссии на Догфренд Форуме.
Издательство Догфренд Паблишерс.