Если разум и эмоции являются функицями, которые обусловлены физиологией организма и которые необходимы для выживания, значит, привычное определение очеловечивания уже не подходит.
Однако люди не могут воспринимать поведение других животных иначе, как со своей человеческой точки зрения. Точно так же как собака не может видеть человека иначе, как с перспективы собаки, а червяк видит других с перспективы червяка и т.д. Поэтому очеловечивание все-таки существует.
Это выражается в очень неприятном феномене. Если присмотреться, вся традиционная кинология — это сплошное приписывание собаке человеческих качеств. Например, понятие доминирования со всеми его признаками — это точная калька с человеческих отношений. Привычка обучать собак командам послушания и общаться с собакой командами — калька с армейских отношений, включая их традиции.
Привычка добиваться от собаки послушания с помощью боли — это отражение восприятия собак как необузданных существ, которые не хотят учиться и слушаться, и поэтому их надо подавлять болью и страхом (раньше точно так же думали о детях). Представление о том, что агрессия — это инстинкт и что все собаки потенциально агрессивны, взято из недоразвитой науки. Убеждение, что поведение собаки во время тренировки необходимо формировать физическим прикосновением, и что с собакой бесполезно разговаривать также напрямую перенесено из старины, когда считалось, что способность говорить свидетельствует о наличии разума: не умеешь говорить — не умеешь мыслить, поэтому с тобой нет смысла общаться и т.д.
Я уже не говорю о таких вещах, как крашение собакам шерсти, одевание в безумно модные одежки и т.д.
Собаки нам будут очень благодарны, если мы потрудимся понять их перспективу.
Автор
Ольга Кажарская, издательство Догфренд
www.dogfriend.org