Именно так мы назвали тренировку на защиту пастушьих охранных собак.
Как известно, эти собаки уже генетически склонны защищать своих. Стоит им прижиться в семье, они начинают охранять ее членов и имущество. Недаром пастухи издревле селили таких собак в стадо овец. Только так они обучались сторожить его, отгоняя хищников и воров. Никаких дрессировок на защиту у них не было и до сих пор нет. В городах, однако, пару десятилетий назад, ввели моду на специальную дрессировку.
Люди, как известно, любят вмешиваться во внутреннюю жизнь собаки — видимо, так им проще поверить, что собака будет их сторожить. Инстинкты для них, видимо, ничего не значат.
Поэтому на тренировочной площадке нередко встречаются, например, кавказские овчарки и алабаи. Фигурант притравливает собаку. Она набрасывается на него в ответ. Собака привязана к дереву в лесу — иначе во время броска эту махину не удержать. Хозяева хвалят пса за его реакцию. Все выглядит мирно и дружелюбно: тут люди действительно любят собак и уверены, что делают хорошее дело.
Давайте присмотримся: у собаки отключенный взгляд. Пена у рта. Красная слизистая у глаз. Обычно в реальной жизни сигнал тревоги — приближение противника — для них редкость. Чрезвычайное обстоятельство. На площадке же, во время занятий собака испытывает необходимость реагировать на фигуранта по десятку раз за час! Домой уходит изможденная, полная адреналина. Хорошо, если ей дадут отдохнуть и сбросить усталость. Иначе она не выдержит.
Собаки — социальные животные. Хорошо социализированные собаки — это собаки, которые умеют регулировать силу укуса, чтобы не причинять неприятности другим. Во время опасности такие собаки используют 3 из четырех возможных реакций: беги, успокаивай противника или замри. Четвертая реакция — бей — это крайняя и нежелательная реакция самозащиты. Это открытая агрессия. Однако во время тренировки на защиту отрабатывают именно ее! Остальные три реакции “удаляются” — собаку травят так долго, пока она не почувствует себя вынужденной набрасываться.
То есть высоко социальное животное обучают вести себя антисоциально. Поэтому неудивительно, что такие собаки становятся опасными, особенно если они большие, с сильно развитой природной склонностью к защите. Опасность их становится заметной в состоянии стресса.
Тренировка напоминает какую-то дурацкую игру: в реальной жизни нападение выглядит вовсе не так, как на площадке. Собаки не такие дураки, чтобы этого не заметить. Мы, наблюдатели, тоже видим это — видим, как фигурант подскакивает к хозяйке, делает вид, что хватает ее, потом отталкивает и делает выпад к собаке. И что? — нереально и неопасно! Воры и похитители ведут себя не так как фигуранты, они вызывают страх у людей — и собака ЧУВСТВУЕТ, что должна их защитить.
Мораль этой истории проста: во-первых, пастушьи охранные собаки умеют охранять уже от природы, без тренировки на площадке. Во-вторых, такая тренировка приводит нормальную собаку в состояние ненормальности. Хорошо, если у нее сильные нервы, а травля не слишком сильна. В противном случае мы получаем нервное и от этого опасное животное.
Автор
Ольга Кажарская, издательство Догфренд
www.dogfriend.org